Юзабилити сайта

Как сделать сайт удобным для пользователей?
Известное правило тридцати секунд гласит:
«Если посетитель не заинтересовался вашим сайтом в течении первых 30 секунд, он покинет ваш сайт навсегда!»
Ни для кого не секрет, что на успешность сайта влияют его информативность и дизайн.
Оно и понятно – никому не интересен сайт, если на нем нет актуальной и полезной информации.
Однако опытный веб-мастер Вам скажет, что любую информацию необходимо правильно преподнести посетителю.
Именно об этом мы сегодня и поговорим.
За словом «юзабилити» (англ. usability — возможность использования), кроется показатель удобства Вашего сайта.
Если посетитель, впервые попав на сайт, сразу понимает, как им пользоваться и может легко на нем ориентироваться, степень юзабилити считается высокой.
Юзабилити напрямую связано с дизайном, и первым делом необходимо обратить внимание на расположение блоков навигации, содержимого и поиска по сайту.
Блок навигации
К нему так же отнесем и основное меню сайта.
Возможно, Вам уже приходилось слышать о таком способе навигации, как «хлебные крошки», которые помогают пользователю не заблудиться на сайте.
Рассмотрим на примере работу «хлебных крошек».
Предположим, у Вас на сайте есть раздел «Художественные фильмы».
В нем подраздел — «Американские фильмы», а в нем еще один — «Комедии».
И далее — список фильмов или еще какой-либо подраздел (например, деление по годам выхода).
В этом случае в блоке навигации должны быть ссылки на категории более высокого уровня.
Такая навигация избавит посетителя от необходимости возвращаться на главную страницу и начинать свой путь с самого начала к желаемой странице.
Обратим внимание на меню
Многие начинающие вебмастера в погоне за красотой делают меню, используя java или flash, благодаря которым, и впрямь, получается очень красиво.
Вот только надо учесть, что во многих браузерах java-скрипты могут быть отключены, а для отображения флеш-анимации требуются дополнительные плагины.
Не обязательно отказываться от такой красоты, достаточно продублировать основное меню обычными текстовыми ссылками, к тому же, такой прием облегчит индексацию сайта поисковыми роботами.
Вторым важным фактором юзабилити является расположение функциональных и информационных блоков на странице сайта.
Здесь надо следовать некоторым простым правилам:
- Чем важнее информация – тем выше она должна находиться.
- Блоки типа «Наши партнеры» или «Наши друзья» размещайте после блоков, которые имеют прямое отношение к вашему сайту.
- Блок с формой логина и поиска должен быть как можно выше, и виден сразу при загрузке страницы.
- Учитывайте направление движения взгляда пользователя, обычно просмотр идет с левого верхнего угла к центру и вниз страницы, поэтому в правом сайдбаре (если он есть) размещайте блоки с не очень важной информацией.
- Календарь, последние комментарии и т.п., а блоки контекстной рекламы в верхней части по центру.
Так же очень важно подобрать цвета для визуального выделения блоков и текста, но здесь нужно соблюдать тонкий баланс – пестрые страницы быстро утомляют зрение, поэтому с большой осторожностью используйте контрастные переходы для оформления страницы.
И еще один момент
Страницы с темным (иногда черным) фоном смотрятся довольно стильно, но читать текст на таком фоне весьма неудобно, и часто пользователи уходят с таких страниц, просто потому, что устают глаза, и Вы рискуете потерять своих потенциальных читателей.
Считается, что в блоге проблем с юзабилити меньше, чем на сайте, и, тем не менее, начинающие блоггеры зачастую нарушают главное условие юзабилити – удобство пользования ресурсом.
Чтобы избежать возможных ошибок, давайте пройдемся по тому минимуму требований к юзабилити, которого следует придерживаться, создавая удобный для посетителей блог или сайт (что, в общем-то, одно и то же).
Проследите за тем, чтобы было
- удобное меню и продуманные тематические категории
- поиск по блогу
- карта блога
- информация о блоге и авторе
- контактная информация
- читабельный шрифт
- наличие заголовка (h1), а также промежуточных заголовков (h2, h3). Пользователи зачастую читают текст «по диагонали», поэтому он должен быть разделен выделенными заголовками, цепляющими взгляд.
- информативные текстовые ссылки
- содержательные заголовки постов, соответствующие теме статей
- правильно выбранный стиль изложения (без излишней фамильярности, но и не академический)
- периодичность обновлений.
Ну, и наконец, не стоит делать из блога «сборную солянку», в которой смешение разных тем способно отпугнуть целевого посетителя.
Совет:
запуская новый блог или сайт, попросите друзей оценить дизайн и удобство пользования Вашим ресурсом.
Вовсе необязательно воплощать все, что они посоветуют, но скорректировать юзабилити сайта с учетом предлагаемых рекомендаций, все же следует.
Помните, чем выше юзабилити сайта, тем успешнее сайт.
Удачи!